Лет двадцать назад Китай был страной велосипедистов: в одной только столице их насчитывалось больше, чем взрослых жителей. И сегодня двухколесных транспортных средств в стране немало, в городах для них выделяют специальные полосы движения, но это уже элемент национального колорита, не более. В Китае, как и во всем мире, теперь правят бал автомобили. Хотя по количеству их на душу населения страна занимает лишь 109-е место в мире (10 машин на 1000 человек), в столице же с 15-миллионным населением их 3 миллиона. Автомобилизация Поднебесной идет стремительно: 20 лет назад здесь выпустили 85 тысяч автомобилей, в 2004-м - 5,2 миллиона! Как же удалось такое невиданное экономическое чудо? Помог китайцам свой, особый путь - так называемого государственного капитализма. Лет десять назад они пригласили генералов мирового автопрома и предложили им на самых льготных условиях создавать СП по сборке в Китае своих известных марок. «Вперед, - призывали иностранных автопроизводителей, - перед вами - необъятный и абсолютно неудовлетворенный рынок страны!» Заманчивое предложение быстро восприняли - за пять лет, 1999-2004 гг., в местный автопром было вложено свыше 20 млрд. долларов! Еще жайшие годы. Сегодня в Китае собирают чуть ли не все мировые марки - от народного «Фольксвагена» до элитного «Лексуса». При этом импорт новых автомобилей строго квотируется - 30 тысяч в год, а пошлины до сих пор высокие (в конце 90-х 200%, сейчас 80-100%). Новые предприятия на первые 3-5 лет освобождаются от уплаты многих налогов, рабочая сила в Китае баснословно дешева, так что производство в КНР чрезвычайно выгодно. По китайским данным, у «Фольксвагена», например, рентабельность здесь 15% (в среднем у него - 2%), а у «Джи-Эм» - и вовсе 19%... Не удивительно, что автопроизводства растут как грибы: сборкой машин занято сегодня около 120 предприятий, не считая еще тех двух с половиной тысяч, что для них, поставляя комплектующие и материалы. На китайском рынке сегодня продают в общей сложности 500 с лишним моделей 80 марок! По данным ведущего специалиста Центра изучения проблем развития при Госсовете КНР Лю Шицзиня, объем ВВП Китая за последние 10лет ежегодно увеличивался в среднем на 9%, а годовой прирост в автопроме превышал 15%! Беда пришла, откуда не ждали. Местный рынок в стране с населением в 1,3 млрд. человек считали необъятным и потому-гото вы были наращивать выпуск тех же автомобилей практически до бесконечности. Оказалось, это далеко не так. В мае прошлого года китайский автопром впервые столкнулся с проблемой затоваривания: на стоянках одной только 1-й автомобильной корпорации FAW (она крупнейшая в стране) скопилось до 100 тыс. непроданных машин. Специалисты бросились считать и выяснили, что более 5 млн. автомобилей (примерно 1 млн. грузовых и 4 млн. легковых) местный рынок переварить не в состоянии - у большинства населения слишком низкие доходы. Между тем даже на существующих мощностях можно производить куда больше! Выход напрашивался сам собой: экспорт! «К 2010 году экспортные продажи китайской автостроительной отрасли должны вырасти в 20 раз и достигнуть 100 млрд. долларов», - заявил недавно замминистра торговли Китая Вэя Цзяньго. Правда, есть здесь одна загвоздка: большинство СП связаны соглашениями, обязывающими их работать только на внутренний рынок. Но в стране немало предприятий, свободных от таких обязательств. Сейчас их доля в общих объемах производства - 30%, но уже к 2010 году она, по прогнозам, может достичь 50%. Мы побывали на одном из таких - автомобильном заводе компании ZXAuto, расположенном в «небольшом» городе Баодин (население свыше 6 млн. человек!) провинции Хэбэй. Эта компания первой представила свои автомобили марки «Адмирал» на российском рынке. Завод был основан еще в 1949 году и специализировался на ремонте армейской техники. Сегодня все корпуса здесь новые. С 1989 года предприятие перешло на выпуск «мирных» пикапов и вседорожников, занимая ныне в этом секторе второе место в стране. Оно целиком частное: 33% акций у тайваньской инвестиционной компании, 50% - у руководителей завода и 17% - у работников предприятия. На конвейере - девять моделей. Их продают и за рубежом - на Среднем Востоке, в Африке, Латинской Америке, а теперь и в России. - Все наши модели - собственной разработки, - рассказывает генеральный директор компании Чен Женьхуа. - Правда, рамы созданы при помощи специалистов из корейской КИА, двигатели лицензионные («Тойота», «Ми- цубиси», «Исудзу»), коробки передач тоже («Айсин»). Пикапы и вседорожники по своей конструкции и дизайну очень напоминают модели японских компании, но, будем считать, это следствие того, что инженерная мысль развивается в одном направлении. Да и вообще, если модель хотя бы по ка- ким-то параметрам в наши дни похожа на японскую - это можно воспринимать как комплимент
|